Скоро конец мая и школьники вовсю готовятся к сдаче выпускных экзаменов - ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). После уже состоявшихся досрочных экзаменов Рособрнадзор сообщает, что масштабных злоупотреблений – утечек экзаменационных заданий в сети – наконец, удалось избежать.
Якобы были заблокированы ресурсы, которые могли бы выложить ответы на задания. Однако возможность списывания из интернета продолжает радовать школьников.
В интернете можно найти все
Первые скандалы начали появляться еще с самого начала возникновения обязательными для всех школ Госэкзаменов в 2007 году. Накануне ЭГЭ школьник из Ленинградской области выложил в открытый доступ ответы по некоторым вариантам заданий. Средние показатели по русскому языку на Кавказе доходили до 97 баллов. Через год возникли и первые уголовные расследования. Педагоги и родственники сдавали ЭГЭ вместо учащихся в Ростовской области, а студенты вузов – в Москве и Калининграде. Школьникам не возбранялось пользоваться телефонами в Астраханской области. А в Бурятии подтасовывал результаты сам директор одной из школ.
Самым же грустным фактом для системы образования, стало то, что «сверхсекретные» задания выкладывались в сеть накануне экзаменов. В 2013 году «утекло» 143 КИМ с решениями, источник был установлен по 138. Но не один виновник не был представлен народу: или по-тихому уволили, или просто подкорректировали статистику.
Названы были только имена «героев» непричастных напрямую к утечкам КИМов в сеть. К примеру, при получении взятки в 650 тыс.руб. от родителей школьников за успешную сдачу ЭГЭ был задержан Борис Спиридонович, министр образования Карачаево-Черкессии. В Ставрополе служащие городской детской клинической больницы Г. К. Филипского выписали справки восьми учащимся о необходимости госпитализации в во время сдачи ЕГЭ. Все они имели возможность сдать бессрочно, и в результате, получили по 100 баллов, так как контроль на «досрочке» намного либеральнее.
Списывание, как выживание
Если утечкам КИМов дается хоть какой-то отпор, то со стремительно развивающимся рынком списывания уроков система образования даже не пытается сражаться. Заблокировали потенциально опасные сайты? Наберите в поиске социальной группы «Вконтакте» запрос «ЭГЕ» и выскочит более 10 тыс. сообществ! В многих заявляется, что они практикуют только самоподготовку и не выкладывают ответы. Однако в первом же сообщении форума можно увидеть сообщения типа: «Нужны ответы на…» или «ЕГЭ 2014, реальные КИМы!».
Существуют также и коммерческие проекты, в которых школьники (и даже учителя) из разных регионов зарабатывают, делая чужие домашние задания. Деньги же переводятся при помощи электронных кошельков, решение пересылается на email. И встречаться двум сторонам вовсе не нужно.
Причем большинство педагогов спокойно относятся к сайтам, откуда можно списать домашнее задание. Они прекрасно понимают, что готовя «домашку» по всем 15 дисциплинам, у школьника просто не останется время для того, чтобы нормально подготовиться к ЕГЭ. А ведь в школах считают средний балл аттестата плюс средний балл ЕГЭ. Получается, что массовое списывание выгодно директорам школ для роста показателей.
Многие учителя считают, что ученик умеющий во время найти ответ на вопрос в интернете и грамотно его использовать уже заслуживает «тройки». Как только сегодня ученики не используют «гаджеты» в стенах школы, что с одной стороны развивает сообразительность, с другой – отучает мыслить. Привыкнув к списыванию со школьной скамьи, в вузах учащиеся ищут способы заплатить за зачеты и купить диплом. Вот таким вот способом дети сталкиваются с товарными-денежными отношениями, ища способы не выучиться, а выжить в системе образования всеми способами.